Лошадь Битюг: породы тяжеловозных, ломовых русских (советских) лошадей

Происхождение

Данную породу тщательно выводили из-за потребности на Руси в крепких выносливых лошадях, необходимых для обрабатывания земель, перевоза тяжелых поклажей.

В основе породы есть местные дикие кони, что обитали в степях. Их соединяли с различными тяжеловесами. После длительного скрещивания вывели настоящего богатырского коня. На данный момент есть разногласия по поводу даты и места происхождения таких коней, но в большинстве источников говорится, что эту породу вывели в XVIII столетии на территории Воронежской губернии вблизи реки Битюг. Соответственно, исходя от места появления, вид и получил свое название.

На данный момент ученые считают, что порода была усовершенствована при Петре Великом, после соединения существующего вида с голландскими и датскими жеребцами.

К сожалению, в конце XIX столетия данный вид животных стал постепенно исчезать из-за проблем со снижением кормовой базы, и сильным смешиванием кровей.

На данный момент предполагают, что прародителями воронежской упряжной породы, ныне существующей, были битюги. То есть, возможно, в этих лошадях живет настоящий русский дух богатырей.

Лошадь Битюг: обзор породы, характеристика, масти и фото

Битюг – это порода тяжелоупряжных лошадей, которая выведена для работ в сельском хозяйстве и гужевого транспорта. Сегодня лошадь битюг в первозданном виде не существует, порода полностью утрачена. Первые сведения о битюгах приходятся на XVIII век.

Эта порода тяжелоупряжных лошадей, выведенная в 18 веке для работ в сельском хозяйстве, в первозданном виде не существует, полностью утрачена.

Описание

Лошади сильные, среднего роста. Высота животного в холке составляла в среднем 1500–1580 мм:

  • для жеребцов – 1550–1580 мм;
  • для кобыл – 1500–1550 мм.

Высота отдельных особей достигала 1780 мм. Спина животного прямая, с хорошо развитыми мышцами, ноги оброслые, тело удлиненной формы. Хвост и грива густые, большой длины. Голова компактная, с крупными глазами, умеренно горбоносая. Грудь широкая, круп несколько удлиненный. Ноги у битюгов крепкие, сухие, копыта прямые и плоские.

Типичные животные этой породы отличались уникальным сочетанием силы и чрезвычайной выносливости с быстрым ходом.

Эта порода лошадей сочетает чрезвычайную выносливость с быстрым ходом, что дает возможность перевозить тяжести на значительные расстояния.

Для породы нормальным считался 80-верстовый (около 85 км) переход с грузом 0,8 т. Рекордом по грузоподъемности считался вес груза в 230 пудов, а это почти 4 тонны.

Лошадь отличается неприхотливостью в пище, исключительным послушанием и выносливостью. Это сделало битюгов незаменимыми и в сельском хозяйстве, и на гужевом транспорте.

В частности, на промышленном извозе была задействована именно эта порода. Если присмотреться к васнецовской картине «Богатыри», то можно предположить, что именно битюги возили на своих спинах защитников земли Русской.

Знаменитый «Сивка-Бурка» из народных сказок тоже имеет немало общего с этими лошадками.

Сам факт, что битюгов использовали для выезда пожарной команды, говорит о необыкновенной силе лошадей, ведь на повозке, помимо команды пожарных, размещалось оснащение, огромная водяная бочка и насос для воды. И этот огромный вес (не менее 2 тонн) необходимо было не просто сдвинуть с места, а мчаться с ним во весь опор – «спешить, как на пожар».

Исчезновение породы

В XIX веке с целью улучшения рабочих качеств коней битюгов скрещивали с тяжеловозными лошадьми из Англии и местными рысистыми породами, но ожидаемого эффекта не произошло: полученные гибриды потеряли в выносливости.

Одновременно с этим произошло и сокращение кормовой базы: площадь лугов существенно сократилась из-за массовой распашки.

Катаклизмы политического и экономического характера начала XX столетия способствовали полному сокращению популяции этих уникальных лошадей.

Попытки восстановить поголовье битюгов предпринимались с 1922 года в Воронежской области. Планировалось создать рассадник племенных животных. Но из-за эпидемии сапа (1925 год) работы по восстановлению породы были прерваны. Чистокровные «битюги» полностью прекратили свое существование.

Воронежские упряжные

На смену битюгам была выведена порода Воронежская, как своеобразное промежуточное звено между легко- и тяжелоупряжными.

Сильные, неприхотливые и выносливые скакуны по-прежнему были востребованы. Первая половина ХХ века – это время выведения новой породы лошадей: Воронежская упряжная.

Это своеобразное промежуточное звено между легко- и тяжелоупряжными лошадьми. В 1938 году был создан государственный племенной рассадник по выведению новой укрупненной породы. В 1939 году порода в первый раз была представлена как выставочная.

При селекционной работе ученые взяли за основу рабочие характеристики таких лошадей, как рысак, тяжеловоз и битюг.

Селекционная работа велась по следующим направлениям:

  • скрещивание помесей рысистых лошадей, битюгов и тяжеловозов;
  • прилив крови лошадей рысистых пород;
  • отбор коней для дальнейшего племенного разведения по желательным признакам.

Животные новой породы отличаются выносливостью и силой, неприхотливы, благодаря чему они получила распространение как тягловая сила. Несмотря на сокращение поголовья во второй половине ХХ века, велась работа по улучшению породы – это позволило сохранить все ее лучшие признаки до сегодняшнего дня.

https://www.youtube.com/embed/owIK-1GCR6Q

Русские породы тяжелоупряжных лошадей

Формирование тяжеловозных пород в России началось позднее, чем в других странах. К выведению сильных коней русских селекционеров подтолкнуло отсутствие техники для тяжелых сельскохозяйственных работ. Покупка тяжеловозов за границей была дорогим удовольствием, кроме того, привезенные особи медленно привыкали к новому месту обитания, климату и питанию. Путем проб и ошибок были сформированы русские тяжелоупряжные родословные, применяемые в качестве рабочей силы.

Битюг

Битюг — старейшая порода тяжеловозов, которые не дожили до наших дней. Родословная была сформирована для помощи в хозяйстве. Как независимая линия существовала уже в середине XVIII века.

Внешне битюги выглядели как маленькие приземистые лошади — рост не превышал 160 см. Масть представителей — бурая или мышастая, однако попадались тяжеловозы и с другими вариантами окраса. В летописях указывалась грузоподъемность битюгов — кони тягали 230 пудов, что равняется 3749 кг. Потомками животных считаются русские тяжеловозы, в экстерьере которых ясно прослеживаются черты битюгов.

Владимирский

Официально первой родословной тяжелоупряжных лошадей в России считается владимирский тяжеловоз. Несмотря на то, что документально порода признана после окончания ВОВ, помогать людям владимирский грузовой конь стал намного раньше. Родоначальниками линии считаются зарубежные тяжелоупряжные лошади.

Характерные черты:

  • массивная голова с выпуклым профилем;
  • тело суховатое, с развитыми мускулами;
  • обширный круп;
  • сильные конечности, обросшие длинной шерстью.

В высоту лошади достигают 165 см, вес доходит до 750 кг. От предков животные унаследовали жизнерадостность, плодовитость и выносливость, поэтому пользуются популярностью у заводчиков.

Советский

Порода советский тяжеловоз получена в результате скрещивания бельгийских и русских коней, признание родословная приобрела в 1952 году. В высоту советские лошади вырастают до 160–170 см, вес составляет 650–800 кг. Характерные черты породной линии:

  • голова с прямым профилем;
  • мускулистое туловище;
  • спина — широкая, иногда провислая;
  • раздвоенный круп;
  • крепкие конечности.

Масть тяжеловозных лошадей — рыже-чалая, иногда попадаются гнедые особи. Кроме великолепных физических характеристик, советские тяжеловозы выделяются плодовитостью, стойкостью и непритязательностью.

Особенности тяжеловозных пород

Мощь, впечатляющий размер и сила – главные характеристики коней тяжеловозных пород. Верховых лошадей отличает изысканная красота, стройность, быстрый бег, умение преодолевать препятствия. Для каждодневной напряженной работы такие скакуны не пригодны. Нервные кони с норовистым характером не способны тянуть груженые повозки, выполнять рутинный труд.

Во времена рыцарей потребовались кони, способные перевозить седоков в тяжелых доспехах, обладающие силой и выносливостью. Человек стал культивировать лошадей крупных, с мощными спинами и конечностями. В европейских странах, а затем и в России, появились тяжеловозы – кони, не отличающиеся скоростными характеристиками, но по складу характера подходящие для каждодневной работы.

Наиболее важные черты тяжеловозных пород:

  1. Мягкость хода. Впечатляющие размеры и вес не позволяют животным делать резких движений, высоко поднимать ноги, что делает их аллюр спокойным. Тяжеловозы ровно тянут повозки, всадники чувствуют себя комфортно, не устают при езде верхом.
  2. Внушительные размеры, мощное тело. Тяжеловозы – крепкие, могучие животные с отменным здоровьем, умением преодолевать тяготы трудовой жизни.
  3. Спокойный миролюбивый характер. Флегматики по натуре, тяжеловозы дружно ходят запряженные вместе, ладят с членами семьи и другими животными.
  4. Многофункциональность использования. Коней применяют в перевозке грузов, полевых работах. При желании тяжеловозов можно оседлать и применить как верховую лошадь. Во многих регионах традиционно используют продуктивные качества животных. Кумыс, конина полезны, обладают приятным вкусом. На основе конского мяса изготавливают деликатесные продукты, колбасы. Молоко кобыл по составу и ценности близко к женскому.

Тяжеловозов выращивали на многих конезаводах России, продажи составляли по 300-400 тысяч в год. Почти 100 тысяч голов уходило на экспорт.

Исчезновение породы

В фермерских хозяйствах битюга продолжали скрещивать с местными тяжеловозными породами. Это привело к постепенно вырождению породы и падению продуктивных качеств. На конезаводах для улучшения этих животных их скрещивали с рысками и английскими тяжеловозами. Однако улучшения характеристик это не принесло. Вливание крови этих животных стало причиной изменения экстерьера и снижением выносливости битюгов. Наравне с этим животные стали более прихотливыми в плане ухода.

К концу XIX в. численность чистокровных особей стала критично малой. При этом началась механизация процесса получения сельскохозяйственной продукции и распашка лугов, что стало причиной ухудшения кормовой базы и снижения численности битюгов. Полному исчезновению лошадей поспособствовали экономические и политические потрясения.

В 1922 г. в Воронежской области была проведена попытка восстановления породы. Единичные чистокровные особи были переправлены на конезавод. Однако вспыхнувшая в 1925 г. эпидемия сапа привела к вымиранию этих лошадей. Сейчас битюгами ошибочно называют представителей других тяжеловозных пород.

Суффолк

Суффолк встречается уже в исторических книгах 1506 года, однако официальным годом появления разновидности жеребцов принято считать 1764. Данный вид имеет массивный корпус, плотные кости, несколько короткие конечности, красивые круглые копыта, сильную и прямую спину. Могут весить до тонны, а некоторые жеребцы имеют рост от 165 до 174 см.

Также они бывают в каштановой масти с красивой отметиной в форме звездочки. Бывают красно-коричневые, лимонные, светло-каштановые и другие. У этих красавцев отличный характер, они добры и послушны, при этом очень работоспособны, им не нужно большое количество корма. Молодых жеребцов можно быстро научить выполнению любых физически тяжелых работ.

Первоочередными задачами, для которых привлекали суффолков, было выполнение тяжелых сельскохозяйственных работ. Фермеры Восточной Англии применяли этих животных для возделывания глинистой почвы, что было достаточно трудоемким и сложным заданием. Такие красавцы очень послушны, верны и сильно преданны своему владельцу. Суффолки способны прожить около трех десятков лет, больше двадцати их которых они отдают служению своему хозяину.

Краткое описание породы

Отличить советского тяжеловоза от других пород можно по его массивности и крупному телосложению, притягивающие взгляды окружающих. Мало кто из лошадей может похвастаться такими достижениями и умениями, как эта порода, которая способна транспортировать на себе грузы весом в несколько тонн. С давних времени лошадей используют именно в таких целях, чтобы перевозить тяжеловесные повозки.

Вес одной особи может достигать отметки в тоннах, в росте лошадь будет не выше 170 см до уровня холки. Для животного характерна широкая мощная грудь, крепкая спина и четко выраженная мускулистость шеи. Голова у советского тяжеловоза среднего пропорционального размера, ноздри широкие, щеки достаточно развитые. На макушке восседают среднего размера ушки, порой они имеют обвисшую форму. Шея постепенно переходит в низко посаженную холку, спина у животного мягкая, идеально подходящая под седло. Выдерживать тяжелые грузы лошадь может благодаря сильной ровной пояснице, а слегка обвислый круп имеет раздвоенную форму. Мускулистые и при этом сухие конечности заканчиваются ровными идеальными по форме копытами.

Расцветка и масть советского тяжеловоза может быть разной, чаще- рыжая и чалым оттенком, реже — гнедая с тем же чалым оттенком. Конечности окаймлены умеренно наросшими щетками, а грива и хвост демонстрируют пышность и объем. По характеру такие лошади отчаются спокойным и добрым нравом, но сохраняют в себе энергичность и силу. В целом отличительные особенности такого животного — короткая форма бедер, большие скакательные суставы, широкая пясть, при этом укороченные бабки и лопатки удлиненной формы.

Техника выполнения

Татуировка богатырь эффектно выглядит в стиле реализм. Благодаря детализации и насыщенной цветовой палитре можно передать выражение лица, особенности внешности, сделав изображение максимально приближенным к оригиналу. Лучше всего выбирать масштабные эскизы, поскольку маленькие тату будут неразличимы и непонятны

Стоит обратить внимание на тату-рукав, где композиция занимает все свободное пространство от шеи до пальцев рук. Будут также уместны изображения на спине, плече, груди

Агрессивно и брутально смотрится тату в стиле треш-полька. Для рисунков характерно наличие широких алых мазков, имитирующих кровь, поэтому для сцен с битвами это направление подходит больше всего. Менее экспрессивные и более позитивные тату три богатыря получаются в стиле нью скул, где за основу можно взять мультяшные образы. Фото тату и оригинальные эскизы представлены в галерее ниже. Здесь вы можете выбрать основу для вашей будущей татуировки.

Тяжелоупряжные породы лошадей

К этой группе относятся большие, массивные, сильные, выносливые животные, которые используются в сельском хозяйстве, с их помощью перевозят тяжёлые грузы. Рассмотрим наиболее распространённые породы.

Арденская

Данная порода относится к одним из самых старых европейских пород. Её представитель — это сильное, ломовое животное, которое изначально использовать для транспортировки леса. Арденская лошадь довольно массивная, имеет хорошо развитую мускулатуру. Животное обладает короткими и толстыми ногами. Чаще всего встречаются лошади, имеющие рыжую, гнедую, серую и чалую масти.

Брабонсон

Страной происхождения породы является Бельгия. В среднем высота лошади составляет 165–172 см. Чаще всего можно встретить рыже-чалую, гнедую и бурую масти. Скакун имеет маленькую голову, короткую, не слишком мускулистую шею, обладает глубоким компактным корпусом, короткими сильными ногами, на которых размещены густые щётки. Тяжеловоз обладает мощным телом, короткой спиной и худыми ногами. Все части тела у них крупные — и голова, и кости, и грудная клетка.

Першерон

Представители данной породы являются обладателями широкой кости, глубокой груди. Высота в холке составляет более 160 см. Полный обхват груди может превышать 2 метра. Першероны отличаются атлетичностью, массивностью, большой силой, обладают крепкими копытами, низким ходом. Кроме этого, они очень красивы внешне. Сегодня чаще всего встречается серая и вороная масти. Иногда можно встретить чалую или рыжую.

Шайр (английский тяжеловоз)

Шайры являются самыми высокими, тяжёлыми и сильными среди всех лошадей. Им присуща массивная голова, широкий лоб, выпуклый профиль, острые уши, изогнутая шея, мускулистые плечи. Являются обладателями короткой и прочной спины с сильным крупом. Отличается шайр пышными шелковистыми фризами, которые располагаются на мощных конечностях. Чаще всего встречается гнедая и серая масти.

Советский тяжеловоз

Советские тяжеловозы — довольно крупные животные. Средняя высота в области холки составляет 160 см. Голова у лошади средняя по величине, тяжеловоз обладает мускулистой шеей. Представители породы имеют мягкую выпуклую поясницу, обладают широким, раздвоенным крупом.

Отличаются широкой грудью. А вот конечности у советского тяжеловоза довольно тонкие. Среди наиболее распространённых мастей — рыжая, гнедая, серая. Чалая встречается редко.

Важно! Так как все упряжные лошади задействованы в тяжёлом физическом труде, то в обязательном порядке стоит их подковывать

Владимирский

Высота представителей данной породы составляет примерно 160 см. Они обладают большой головой, на носу имеется ярко выраженная горбинка. Имеют мускулистую шею, хорошо очерченную холку. У них широкая и удлинённая спина, длинные ноги. На конечностях присутствует густая шерсть. Владимирский тяжеловоз отличается энергичностью, двигается свободно и размашисто. Ему присуща хорошая выносливость.

Русский

Данная порода не отличается большими размерами, высота в холке в среднем составляет 145–148 см. Обладает глубоким, удлинённым туловищем. Конечности немного коротковаты, но при этом довольно крепкие. Русский тяжеловоз имеет небольшую голову, мускулистую, короткую шею.

Ознакомьтесь с тяжеловозными породами лошадей.

Главные характеристики лошади — большая работоспособность, долголетие и высокая плодовитость. Чаще всего можно встретить рыжую или рыже-чалую масть.

Новоалтайская порода

Лошади имеют крупное тело, массивный, длинный, хорошо развитый корпус, широкую грудную клетку и спину. Конечности у скакуна довольно крепкие и мускулистые. Средняя высота коня в холке составляет 156 см, а длина туловища — 168 см. Данная порода отлично подойдёт для работы в упряжке и седле, также её используют в производстве мяса.

Большое разнообразие пород лошадей говорит о том, что каждый может выбрать себе животное в зависимости от запросов и целей использования. Главное — помнить, что содержание коня — это дорогостоящее занятие, и для того, чтобы использование животных было эффективно, стоит приложить к уходу за ним много времени и сил.

Скакуны

Когда мы говорим о лошадях, то почти всегда имеем в виду скаковые породы. С одной стороны, это объяснимо: скакуны в силу своей роли и значения в жизни человека всегда были, если можно так выразиться, на виду и остаются в этом качестве и сейчас, с успехом выступая на спортивных состязаниях и в различных шоу. С другой стороны, в этом есть некоторая несправедливость, поскольку среди более чем трёхсот пород лошадей существует ряд т.н. «тяжеловозных», или тяжеловозов. Они не столь заметны, грациозны и ярки, как их легконогие собратья, но без них жизнь человека была бы во много раз тяжелее и сложнее.

Даже в наши дни, после механизации большинства отраслей человеческой деятельности, лошади-тяжеловозы остаются незаменимыми при выполнении ряда важных задач. К чести человека, надо сказать, что гордятся этими лошадьми ничуть не менее, чем скаковыми, и устраиваемые среди тяжеловозов соревнования, помимо силы и выносливости, воочию демонстрируют присущую им своеобразную грацию и красоту, которая не оставит равнодушным ни одного поклонника этих замечательных животных.

Сейчас уже невозможно установить, какие типы лошадей – тяжеловозные или скаковые – появились в жизни человека раньше, да это и не столь важно. Важно другое: уже на заре своей истории, занимаясь одомашниванием лошади, человек чётко разделял, для каких целей ему нужны те или иные породы

Например, согласно дошедшим до нас письменным источникам, в Древней Руси существовало три типа лошадей.

Типы лошадей:

  1. милостные – по всей видимости, аналог современных скаковых или верховых пород. Они были во владении лишь у князей, самых знатных дружинников или у тех, кто был награждён лошадью в знак признания заслуг или же личной милости. Их же посылали в качестве подарка в соседнее государство или княжество.
  2. сумные. Предназначались для перевозки различных грузов в мирной жизни и в военных походах.
  3. поводные, из-за своей неповоротливости использовавшиеся лишь в обозах.

Можно предположить, что именно сумные и поводные лошади стали предками современных российских тяжеловозов.

Схожим путём шли в Европе, выращивая по отдельности лёгкие верховые породы и дестриеров – специальных рыцарских лошадей, способных нести на себе тяжеловооружённых рыцарей. По одной из версий, именно дестриеры стали предтечами современных западноевропейских тяжеловозов.

Это интересно: Арабская лошадь (видео)

Применение

Помимо основного предназначения – тягловых видов работ, тяжеловозы прекрасно используются в других областях, где достигают успеха. Так как экстерьер их высококлассный, то они выступают как улучшители пород. Их скрещивают с другими видами лошадей и для получения мясных особей, которые обгоняют своих соплеменников по массе почти на 70 кг.

Мясное направление развито так же, как и молочное. Тяжеловозами в основном занимаются во ВНИИ конного заводства, где имеется ферма кумыса. Как мы уже писали выше, лактационный период позволяет получать очень большое количество молока. Считается, что кумыс намного качественнее и по своим свойствам более подходит для замены грудного вскармливания. На его основе производятся очень популярные и легко усвояемые смеси, детское питание, творог, йогурты. Это придает тяжеловозам особую ценность.

Хорош тяжеловоз на испытательных мероприятиях, очень часто именно этой породе принадлежит обновление рекордов. Они способны везти тяжесть порядка 26 тонн – этот максимум поражает воображение. Кроме того, конь способен преодолевать двухкилометровые расстояния с полуторатонным грузом за 5 минут.

Особенности экстерьера тяжеловозов

Внешность этого животного сразу выдает его принадлежность к тяжелым тяжеловесам. Голова у представителей таких пород отличается массивностью, грубыми формами. Уши короткие и малоподвижные, затылок короткий, место стыковки головы и шеи также характеризуется меньшими параметрами. Это имеет значение для коней, работающих под седлом, так как управлять животным, у которого короткий затылок, намного сложнее.

Лошадь-тяжеловоз отличается тяжелой, низкой и широкой холкой. Эта особенность конской физиологии позволяет животному легко выполнять тяговые работы, не нанося ущерба своему здоровью. Широкая грудная клетка обеспечивает правильную работу передних конечностей при перемещении лошадью тяжелого груза.

Экстерьер представителей тяжелоупряжных пород зависит от селекции. У каждой породы есть свои отличительные черты. Некоторые отличаются крупными габаритами, другие демонстрируют удивительную для тяжеловозов подвижность и грацию, третьи ценятся за свою выносливость и способность к размножению.

Где применяют лошадей

Созданных для тяжелой конницы коней по достоинству оценили фермеры. Тяжеловозов применяли на тягловых работах, где требовалась большая сила и выносливость. Уравновешенный характер мощных коней делал их незаменимыми при выполнении рутинных, каждодневных операций в строительстве, сельском хозяйстве.

В конце 19 века в европейских странах вышло специальное разрешение на забой лошадей и использование конины в пищу. Ранее это было запрещено и преследовалось законом. Запрет отменили из-за снижения роли лошадей во всех отраслях хозяйства и перехода на механизированный труд.

Сейчас тяжеловозов используют в туризме, спорте, для прогулок и развлечений. Миролюбивый доброжелательный характер сильных лошадей позволяет даже новичкам и детям чувствовать себя с животным уверенно, не опасаться упасть и пострадать от вспыльчивого нрава. Тяжеловозы незаменимы в конных походах, лошади перевозят всадников и груз по тропам и бездорожью, переходят вброд реки.

Спокойный нрав позволяет использовать тяжеловозов на шоу, праздничных мероприятиях, в цирке. Конная полиция выбирает мирных животных для патрулирования улиц и быстрого перемещения по городам, загруженным автомобилями. Селекция тяжеловозов идет к созданию пород более резвых, менее мощных, но сохраняющих присущие крупным животным мирный нрав и умение ладить с людьми.

https://youtube.com/watch?v=ZrdcfKMavIo

Разведение

Во время разведения тяжеловозов стоит обратить внимание на то, что даже один жеребец может покрыть потребности целой фермы. Рождаемость у этих лошадей высокая, они приносят по жеребёнку регулярно, с 3 до 20 лет, в период беременности рекомендуется усиливать рацион. У крупных пород могут возникать проблемы с родоразрешением

Рождаемость у этих лошадей высокая, они приносят по жеребёнку регулярно, с 3 до 20 лет, в период беременности рекомендуется усиливать рацион. У крупных пород могут возникать проблемы с родоразрешением.

Как правильно воспитывать маленьких жеребят этой породы? После выжеребки рекомендуется выпускать малышей на пастбище на 5–7 день, первый корм — молоко матери — постепенно дополняется травой, к двум годам вводят плющеный овёс.

С 4 месяцев жеребёнок уже привыкает к регулярному уходу, его вычёсывают, приучают к ношению недоуздка, общению с человеком.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий